Выбор между арендой и покупкой офисного помещения: плюсы и минусы

Как и в случае с жильем, для коммерческой недвижимости вопрос «Покупка или аренда офисных помещений?» не менее актуален. Каждый вариант имеет свои слабые и сильные стороны. Попробуем разобраться, какие аргументы убедительнее.
Покупка, или чувство собственности
Основное преимущество покупки недвижимости под офис, — экономическая независимость. Собственник не зависит от наймодателя, который может изменить условия аренды, выставить офис на продажу, увеличить арендную плату. Кроме того, владелец может оформить помещение в соответствии с собственными предпочтениями, сделать удобную перепланировку, оборудовать комнату для занятий спортом и т. д. Покупка офиса имеет и иные плюсы:
- наличие ликвидного актива. Офис можно продать. Причем, вырученная сумма, в зависимости от рыночной ситуации, может превысить вложенную первоначально;
- возможность воспользоваться кредитом для развития бизнеса. Банки охотнее сотрудничают с предприятиями, которые располагают ценным имуществом;
- экономическая выгода. Если дела компании идут хорошо, то расходы окупаются в течение нескольких лет;
- репутация. При прочих равных условиях, компания с солидным офисом вызывает у потенциальных клиентов больше доверия, чем предприятие, которое арендует несколько комнат.
Есть и определенные минусы:
- необходимость затрат, связанных с содержанием недвижимости. А главное — покупка офисного помещения связана с изъятием из оборота достаточно крупную сумму. Такая возможность есть далеко не у всех предприятий;
- отсутствие мобильности. Чтобы переехать в другой город, придется продать или законсервировать помещение;
- риск убытков, если цены на недвижимость падают.
Покупка коммерческой недвижимости — оптимальное решение для крупного, хорошо отлаженного бизнеса, обороты которого дают возможность практически безболезненно вывести из оборота большие суммы.
Аренда помещения: мобильность и экономия
Для начала разберем плюсы аренды офиса:
- отсутствие необходимости тратить крупную сумму на покупку офиса. Для многих компаний этот момент — решающий. Возможно, что прибыль предприятия позволит окупить затраты на покупку очень быстро, но может быть и наоборот;
- аренда офиса — это мобильность. Переезд займет минимум времени. Это особенно важно для развивающегося бизнеса, когда владельцы фирмы еще не определились, где лучше разместиться;
- возможность быстрого изменения площади — актуально, если предприятие расширяется или сворачивает деятельность. Можно снять несколько кабинетов дополнительно или отказаться от «лишних» комнат;
- отсутствие затрат на налоги, модернизацию, ремонты и др.;
- легкое прогнозирование расходов, связанных с арендой. Собственная недвижимость может потребовать непредвиденных расходов.
Конечно, есть не только преимущества аренды офиса, но и определенные минусы:
- безвозвратная утрата денег. Помещение, которое находится в собственности, можно продать, а с арендным — это невозможно;
- внесение изменений исключительно с позволения работодателя;
- увеличение арендной платы;
- отсутствие стабильности. Арендодатель может выставить офис на продажу или просто передумать сдавать его. Это актуально, если арендатор привязан к определенному местоположению, что важно для нормального функционирования бизнеса.
Снять офис — хорошее решение для мелкого бизнеса, а также для начинающих предпринимателей. Если бизнес развивается успешно, то со временем можно рассмотреть вопрос покупки офиса.
Какое решение принять?
Делая выбор между приобретением в собственность и арендой, желательно провести сравнение обоих вариантов по следующим параметрам:
- Финансовые возможности предприятия.
- Возможные риски;
- Ежемесячная сумма затрат на помещение.
В любом случае, вы можете воспользоваться помощью профессионалов. Invest7 предлагает выгодные варианты для съема и покупки коммерческих помещений. Благодаря нашему опыту и индивидуальному подходу, вы сможете найти оптимальное решение для вашего бизнеса.
Автор: Харкевич Ксения
Руководитель офисного департамента
03.06.2025